МСФО (IFRS) 8 "Сегментная отчетность" Тема 011

Лекции, комментированные обучающие материалы.

МСФО (IFRS) 8 "Сегментная отчетность" Тема 011

Новое сообщение tch » Пн апр 12, 2010 7:03 pm

МСФО (IFRS) 08 "Сегментная отчетность" Ссылка на стандарт http://dipifr.info/lib_files/standards/ ... /ifrs8.pdf
(IAS 14)

Задача обучающегося
1. Скачать и проработать вложенный файл (внизу белое поле с именем файла), одновременно просматривая комментарии (расположены далее по тексту) и текст стандарта (ссылка вверху).
2. Решить задачи.
3. Ответить на тесты с указанием параграфов стандарта, на которых базируется правильный ответ.
4. Задать вопросы, если они есть и прочитать обсуждение стандарта.
5. Проработать материалы от Deloitte.


О новом международном стандарте
IFRS 8 Operating Segments
(МСФО 8 Операционные сегменты)



Новый стандарт заменил собой IAS 14 («Сегментная отчётность»). Как и большинство последних изменений МСФО, данный стандарт разрабатывался с ориентировкой на US GAAP. Положения IFRS 8 в основном повторяют американский SFAS 131 («Раскрытие информации о сегментах деятельности организации и смежной информации»).

IFRS 8 значительно отличается от IAS 14. В новом стандарте четко прослеживается тенденция всё большей ориентации на управленческую информацию.

Если IAS 14 требовал выделять первичные и вторичные сегменты на основе типов продуктов (товаров, работ, услуг) или географических регионов продаж, то IFRS 8 требует выделять сегменты на основе внутренних отчётов, которые используются менеджментом компании, принимающим решения о распределении ресурсов. При этом может применяться любая первооснова — виды продуктов, географические регионы, категории покупателей или другие факторы, подлежащие раскрытию вместе с информацией по сегментам.

Зато отменены ограничения по выделению т. н. обслуживающих сегментов, у которых отсутствуют или незначительны продажи внешним покупателям. Теперь обслуживающая структура может считаться полноценным сегментом для представления в отчётности, если такой подход используется менеджментом компании.

Особенно выбивается из системы МСФО новшество в отношении определения и оценки показателей сегмента. Прежний стандарт IAS 14 давал свои определения выручки, расходов, финансового результата, активов, обязательств сегмента и требовал их оцеки по правилам соответствующих МСФО. Новый IFRS 8 предлагает использовать те же определения показателей, что применяются внутри организации в целях управления, и главное — оценивать эти показатели по собственному способу, применяемому в управлении.

Такая оценка может не соответствовать оценкам, применяемым в МСФО, отчего показатели баланса и отчёта о прибылях и убытках не будут соотноситься с их раскрытием по сегментам. Разумеется, в связи с этим новый стандарт дополнился требованиями о раскрытии способов определения и оценки показателей сегментов, а также о представлении их числовой сверки с соответствующими общими показателями основных отчётных форм.

Информация по сегментам больше не делится на первичную и вторичную. По каждому отчётному сегменту, независимо от определяющих их факторов, должна представляться информация об основных видах продукции (товаров, работ, услуг), географических регионах и наиболее значимых покупателях. В новом IFRS 8 сохранились те же количественные критерии, что были в IAS 14, для идентификации отчётных сегментов — превышение 10% общей выручки, активов или прибыли, а также условие превышения выручки всех отчётных сегментов 75% от общей выручки.

Стоит заметить, что российское ПБУ 12/00 «Информация по сегментам» формировалось на основе старого IAS 14. Теперь его требования значительно отличаются от требований нового IFRS 8.

IFRS 8 применяется в обязательном порядке для отчётности за периоды, с 1 января 2009 года или позднее. Досрочное применение допускается, так что компании могут применить новый стандарт вместо IAS 14 уже при представлении отчётности за 2007 год.

Тесты к стандарту IFRS 8
1. Информация по операционному сегменту призвана:

(i) увеличить число отчетных сегментов, а также объем предоставляемой информации;

(ii) дать возможность пользователям взглянуть на компанию глазами руководства;

(iii) дать возможность компании своевременно предоставлять сегментную информацию в процессе составления промежуточной отчетности для внешних пользователей при относительно низких дополнительных затратах;

(iv) обеспечить последовательность при обсуждении, анализе или раскрытии прочей информации в годовой отчетности;

(v) сформировать систему различных показателей для оценки результатов деятельности по сегментам:

(vi) сократить персонал.

1. (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)


2. Сегменты, определяемые на основе внутренней организационной структуры компании, обеспечивают значительные преимущества:

(i) Способность взглянуть на компанию «глазами руководства» усиливает возможности пользователя прогнозировать действия или реакцию руководства, которые могут существенно повлиять на перспективы получения компанией денежных средств в будущие периоды.

(ii) Ввиду того, что информация о таких сегментах предназначена для использования руководством, дополнительные затраты на предоставление информации при подготовке отчетности для внешних пользователей должны быть относительно небольшими.

(iii) Практика показала, что понятие «отрасль» весьма субъективно. Сегменты, основанные на существующей внутренней структуре, представляются менее субъективными.

(iv) Расчетные показатели прибыли на акцию могут быть сопоставлены между сегментами.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)


3. Операционный сегмент – это компонент компании:

(i) осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании),

(ii) результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности,

(iii) по которому имеется отдельная финансовая информация,

(iv) который облагается налогами отдельно от других компонентов.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)

4. МСФО (IFRS) 8 требует от компании представлять в отчетности информацию о:

(i) выручке от продажи своей продукции или услуг (или группах схожей продукции и услуг);
(ii) странах, в которых она получает выручку и держит активы;
(iii) крупных клиентах;
(iv) операциях с государственными органами.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)

5. МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления информации описательного характера о:

(i) способ определения операционных сегментов;
(ii) продукции и услугах, предоставляемых сегментами;
(iii) разнице в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании;
(iv) изменениях в оценке показателей сегмента в различные периоды,
(v) влиянии на сегмент политики в области профессионального развития кадров.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)


6. Компонент компании, который продает в основном или исключительно другим операционным сегментам компании:

1. должен классифицироваться в качестве операционного сегмента.
2. должен исключаться из состава операционных сегментов.
3. включается в качестве операционного сегмента, если компания управляется таким способом.


7. МСФО (IFRS) 8 требует представления следующей информации:

(i) факторы, которые учитывались при выделении операционных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе, или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов),

(ii) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку,

(iii) экономические условия функционирования каждого сегмента;

(iv) организационно-правовая форма каждого сегмента.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)

8. Проценты:

1. Должен отражаться чистый процентный доход.
2. Не требуется отражать ни процентного дохода, ни процентных расходов.
3. Требуется отражать как процентный доход, так и процентные расходы.
4. Требуется отражать как процентный доход, так и процентные расходы, за исключением случаев, когда большая часть дохода сегмента получена от процентов, и ответственное лицо, принимающее операционные решения, руководствуется в основном информацией о процентном доходе, при оценке результатов деятельности сегмента.

9. МСФО (IFRS) 8 применяется в отношении:

(i) компаний, включенных в биржевой листинг;
(ii) компании, представляющей отчетность по МСФО, которая желает представить информацию;
(iii) всех компаний, представляющих отчетность по МСФО.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)

10. Если информация не представляется совету директоров по секторам:

1. Обратитесь к следующему более низкому уровню внутренней сегментации, на котором представляется информация об ассортименте продукции и услугах, или об ассортименте в географическом плане.
2. Выделите сегменты исключительно для целей подготовки внутренней отчетности.
3. По опубликованной финансовой отчетности сегментная информация не требуется.

11. Если финансовая отчетность содержит как консолидированную финансовую отчетность материнской компании, так и отдельную финансовую отчетность материнской компании, сегментная информация требуется:

1. только в консолидированной финансовой отчетности
2. только в отдельной финансовой отчетности материнской компании
3. в обоих комплектах финансовой отчетности.


12. Операционные сегменты могут осуществлять хозяйственную деятельность, от которой выручка еще только ожидается, например, деятельность по запуску производства:

1. будут операционными сегментами до получения выручки.
2. могут быть операционными сегментами до получения выручки.
3. не будут операционными сегментами до получения выручки.

13. Расходы головного офиса:

1. могут быть распределены на сегменты на надлежащей основе.
2. не могут быть распределены на сегменты.
3. должны быть распределены на сегменты на основе показателей их оборота.

14. Пенсионные планы компании:

1. будут являться операционными сегментами.
2. могут являться операционными сегментами.
3. не будут являться операционными сегментами.

15. Два или более операционных сегментов могут быть объединены в единый операционный сегмент, если такое объединение соответствует основному принципу МСФО (IFRS) 8: сегменты имеют схожие экономические характеристики, а также схожи по всем нижеприведенным факторам:

(i) характеру продукции или услуг;

(ii) характеру производственных процессов;

(iii) виду или категории клиентов их продукции или услуг;

(iv) способам распространения продукции или предоставления услуг;

(v) специфике нормативно-правовой базы (если это применимо), например, в области банковской, страховой деятельности, или коммунального хозяйства;

(vi) численности персонала.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)


16. В качестве процентного соотношения продаж, прибыли или активов сегмент должен составлять, как минимум:
1. 5%
2. 7,5%
3. 10%
4. 15%
5. 20%

17. Совокупный показатель выручки, обеспечиваемой отчетными сегментами, должен составлять, как минимум:
1. 50%
2. 60%
3. 70%
4. 75%
5. 80%
6. 100%

18. Операционные сегменты, показатели которых не соответствуют ни одному из количественных пороговых значений:

1. могут рассматриваться как отчетные, и информация по ним может раскрываться отдельно.
2. должны объединяться, и информация по ним должна раскрываться в категории «все прочие сегменты».
3. должны игнорироваться.

19. Если операционный сегмент в текущем периоде выделен в качестве отчетного сегмента, сегментные данные за предыдущий период:

1. представлять не требуется.
2. представляются по желанию.
3. требуется представлять, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует, и затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.

20. МСФО (IFRS) 8 требует представления результатов сверки совокупных показателей с общими показателями компании:

(i) выручки сегмента;

(ii) прибыли или убытка отчетного сегмента;

(iii) активов сегмента;

(iv) обязательств сегмента;

(v) иных существенных статей сегмента;

(vi) численности персонала.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)

21. Информация по сегментам должна включать:

(i) выручку от продажи внешним клиентам;

(ii) выручку по операциям, осуществляемым с другими операционными сегментами одной и той же компании;

(iii) процентные доходы;

(iv) процентные расходы;

(v) амортизацию (в том числе нематериальных активов);

(vi) существенные статьи дохода и расхода;

(vii) долю компании в прибыли или убытке ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая отражается на основе долевого метода;

(viii) расходы (или доход) по налогу на прибыль;

(ix) существенные неденежные статьи, отличные от амортизации (в том числе нематериальных активов).

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)
6. (i)-(vii)
7. (i)-(viii)
8. (i)-(ix)


22. Компания должна раскрывать следующую географическую информацию:

(i) выручку от внешних клиентов, полученную от продаж в стране базирования компании и

совокупно во всех зарубежных странах, в которых компания получает выручку.

(ii) внеоборотные активы, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования, размещенные в стране базирования компании и
во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания держит активы.

(iii) долгосрочные обязательства, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых обязательств, пенсионных обязательств и прав, возникающих по договорам страхования, в стране базирования компании и
во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания имеет обязательства.

1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)

Для аудиторов

12. Понятие и характеристика отчетного сегмента, определение прочих сегментов в соответствии с критериями, вводимыми с 01.01.2009 г. в соответствии с МСФО.
Отчетный сегмент – операционный сегмент деят-ти или агрегированные группы сегментов деят-ти, отвечающие определенным критериям.
МСФО (IAS) 8 «Уч.политика…» требует от компании предоставление финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах. Операционный сегмент – это компонент компании:
-осуществляющей хозяйственную деят-ть, которая позволит получить выручку и предусматривает внесение расходов, включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании;
-рез-т деят-ти которого регулируется, анализируется ответственным лицом компании, принимающим оперативные решения по выделению сегменту ресурсов и оценки эффективности его деят-ти.
- по которому имеется отдельная финансовая информация.

13. Порядок формирования сегментной отчетности в соотв-вии с МСФО (IAS) 8.
Компания должна отдельно представлять информацию по каждому операционному сегменту, в котором: -был выделен или сформирован в рез-те объединения 2-х или более сегментов; -превышают количественные пороговые значения.
Сегменты имеют схожие экономические хар-ки: -хар-ру продукции или услуг; -хар-ру производственных процессов; -виду или категории клиентов, их продукции или услуг.
Компания должна отдельно представлять информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих количественных пороговых значений: -выручка от продажи внешним клиентам, а также от операций с другими сегментами, составляющими не менее 10% от совокупной выручки (внутренней или внешней) всех операционных сегментов; -рез-т соответствующего сегмента, независимо от того, является он прибылью или убытком, составляет не менее 10% от: совокупного рез-та всех операционных сегментов в отношении прибыли (убытка).
Если по к-л операционным сегментам эти показатели ниже, то информ. по ним может раскрываться, если по мнению рук-ва она явл. полезной для пользователя.
Если совокупная выручка от продажи внешним клиентам по операционным сегментам составляет менее 75% от общей выручки компании, то следует дополнительно выделить операционные сегменты даже если они не отвечают критериям, до тех пор пока как минимум 75% выручки компании не будет приходиться на отчетные сегменты.
МСФО 8 требует от компании описательной информации о своих отчетных сегментах.



Материалы от Deloitte http://dipifr.info/lib_files/study/eng/ ... rs8_v9.zip
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
tch
 

Вернуться в "Школа МСФО онлайн": изучение МСФО - основные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron