МСФО (IFRS) 3 "Объединение предприятий" Тема 016

Лекции, комментированные обучающие материалы.

МСФО (IFRS) 3 "Объединение предприятий" Тема 016

Новое сообщение tch » Вт апр 13, 2010 7:10 am

МСФО (IFRS) 3 "Объединение предприятий"
Ссылка на русскоязычный стандарт http://dipifr.info/lib_files/standards/ ... /ifrs3.pdf
Ссылка на англоязычный стандарт http://dipifr.info/lib_files/standards/ ... IFRS03.pdf
Ссылка на разъясненеия Deloitte язык английский download/file.php?id=96
Ссылка нв вопроы и ответы PWC язык русский http://www.pwc.com/ru_RU/ru/ifrs/assets ... ussian.pdf
Ссылка на файл изменений в отчетности за 2009 год (апрель 2010) язык русский download/file.php?id=129

Стандарт очень большой и сильно изменен. Deloitte выделяет пять существенных изменений (ссылка выше). Материал очень глубокий и очень ценный, но на английском языке. Последняя ссылка на "Изменения в отчетности за 2009 год" (см. ссылки выше) выводит на русскоязычный, но более короткий материал. В конце текстовки (видимой части, в которой мы находимся) приведены ссылки на очень интересные русскоязычные статьи перед интерактивными материалами Deloitte. Перед статьями отрывки из стандарта, позволяющие разобраться с практической стороной идентификации бизнеса, покупателя, НМА. Все перечислять нет смысла. Ссылки на оригинал и перевод стандарта приведены выше. То есть, Вы имеете достаточно полный материал, относящийся к консолидации отчетности при объединении бизнеса. Материалу предшествует аннотация. Успехов!

Недостатки материала. В первую очередь устаревшие разработка PWC, старые тесты и устаревшие материалы для аудиторов. Зачем они приведены? По некоторым сведениям тестирование несколько отстало от изменений стандарта (ИПБР, Минфин). Что касается DipIFR - тематика поднята в "Горящих вопросах". К сожалению, тоже базируется на устаревших учебниках, что может привести к ошибкам при самоподготовке.

МСФО 3 Основные изменения - перечень

Определение бизнеса (предприятия)

Признание и оценка гудвилл. Неконтрольный пакет акций

Переданная компенсация

Поэтапное объединение

Признание и оценка активов и обязательств приобретаемого предприятия

Терминология и краткий разбор

Бизнес - «интегрированная совокупность активов и видов деятельности, которые могут осуществляться и которыми можно управлять с целью получения дохода и прочих экономических выгод».

Гудвил – это справедливая стоимость переданной компенсации плюс Неконтрольный пакет акций приобретаемого предприятия плюс Справедливая стоимость доли приобретаемого предприятия, ранее принадлежавшей покупателю за вычетом Приобретенных чистых активов.

Оценка неконтрольного пакета акций

Вариант 1: По справедливой стоимости

Вариант 2: Пропорционально доли участия приобретающей стороны в приобретенных чистых идентифицируемых активах

Существует возможность выбора в случае каждого отдельного объединения предприятий.

Переданная компенсация может иметь разные формы: денежные средства, материальные и нематериальные активы, дочернюю компанию приобретающего предприятия, ценные бумаги, а также иные обязательства по будущим платежам приобретающей компании, включая условные платежи.

Активы и обязательства, переданные продавцу, должны быть переоценены по справедливой стоимости с признанием полученной прибыли или убытка в отчете о прибылях и убытках.

Однако, если активы и обязательства остаются в объединенном предприятии после даты покупки, прибыли или убытка исключаются ихконсолидированной финансовой отчетности и соответствующие активы и обязательства восстанавливаются до их балансовой стоимости.

В действующей редакции МСФО (IFRS) 3 данная ситуация отдельно не рассматривается.

Переданная компенсация: Условная компенсация

Признается первоначально по справедливой стоимости,

Классифицируется или как обязательство или как капитал,

Последующие изменения в капитале не переоцениваются,

Последующие изменения обязательств до справедливой стоимости отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Переданная компенсация: Затраты на приобретение

Относятся на расходы того периода, в котором они возникли (относятся к операционным расходам).

Поэтапное объединение

На дату получения контроля, ранее принадлежавшая покупателю доля участия в приобретенной компании переоценивается по справедливой стоимости. Полученные в результате прибыль или убыток признаются в отчете о прибылях и убытках. Величина гудвила рассчитывается по состоянию на дату приобретения.

Признание и оценка активов и обязательств приобретаемого предприятия: Классификация активов и обязательств

Должна быть повторно проведена в отношении всех активов и обязательств, исходя из условий договоров, экономических условий, учетных политик покупателя, действующих на дату приобретения, за исключением договоров аренды и договоров страхования, которые классифицируются согласно условиям на дату начала действия договора.

Признание и оценка активов и обязательств приобретаемого предприятия: Договоры операционной аренды

Приобретаемая компания - арендатор:

Признание нематериального актива или обязательства в случае, если условия аренды являются благоприятными или неблагоприятными по сравнению с рыночными условиями.

Приобретаемая компания – арендодатель:

Все условия, благоприятные или неблагоприятные по сравнению с рыночными условиями, отражаются в балансовой стоимости актива - предмета арендного договора.

Условные обязательства

Признание только в том случае, если выполняется определение обязательства - то есть данное существующее обязательство возникло в результате прошлого события и его стоимость может быть надежно оценена.

Выкупленные права

Признаются в качестве идентифицируемого нематериального актива отдельно от гудвилла.

Ранее существовавшие отношения

Учитываются отдельно от объединения предприятий.

Активы в отношении возмещения убытков

Признаются и оцениваются так же, как и соответствующие обязательства.


Задача обучающегося
1. Скачать и проработать вложенный файл (внизу белое поле с именем файла), одновременно просматривая комментарии (расположены далее по тексту) и текст стандарта (ссылка вверху).
2. Решить задачи.
3. Ответить на тесты с указанием параграфов стандарта, на которых базируется правильный ответ.
4. Задать вопросы, если они есть и прочитать обсуждение стандарта.
5. Проработать материалы от Deloitte.


Аннотация

Цель стандарта

Повысить уместность, надежность и сопоставимость информации, предоставляемой предприятием в виде финансовой отчетности об объединении бизнеса и полученном эффекте.
Поставленная цель достигается покупателем путем:
- признания и измерения в его отчетности идентифицируемых приобретенных активов, принятых обязательств и неконтролируемой доли (NCI) продавца,
- признания и измерения гудвила, образовавшегося в результате приобретения бизнеса, или прибыли от этой сделки,
- определением того, какая информация д.б. раскрыта пользователю, чтобы последний мог с максимальной эффективностью использовать предоставленную финансовую отчетность для определения типа объединения и воздействий объединения на финансовое положение покупателя.

Основной принцип

Покупатель признает приобретаемые активы и принимает на себя обязательства продавца по справедливой стоимости, определяемой им (покупателем) на дату приобретения и определяет раскрываемую информацию таким образом, чтобы пользователь мог с максимальной эффективностью использовать предоставленную финансовую отчетность для определения типа объединения и воздействий объединения на финансовое положение покупателя.

Применение метода покупки

Объединение бизнеса должно основываться на методе приобретения, если оно не представляет собой комбинацию, объединяющую юридические лица или предприятия, находящиеся под общим контролем. Одна из сторон, будучи юридическим лицом, инициирующим объединение, может всегда идентифицироваться как покупатель, получающий контроль над другим бизнесом.

Стандарт устанавливает принципы признания и измерения идентифицируемых активов, принятых обязательств и неконтролируемой доли продавца. Любые классификации, обозначения этих объектов, принятые покупателем, должны быть выполнены в договорные сроки, при учете существующих экономических условий на дату приобретения, а также прочих факторов, в соответствии с учетной политикой, которой руководствуется покупатель.

Каждый признанный актив и каждое принятое обязательство должны быть признаны (в учете покупателя) по справедливой стоимости(устанавливаемой покупателем) на дату приобретения (признания). (NCI) Неконтролируемая доля определяется по справедливой стоимости или как доля в чистых активах продавца.

IFRS устанавливает следующие ограниченные исключения из принципов измерения и признания:
- страховые контракты и арендные договоры должны быть классифицированы на дату начала их действия (либо изменения условий), а не на дату приобретения бизнеса,
- признаются только те условные обязательства, которые в своей основе имеют существующие обязательства, при условии надежного измерения,
- некоторые активы и обязательства при признании и измерении требуют применения иных стандартов, что исключает использование справедливой стоимости (IAS12, IAS19, IFRS2, IFRS5),
- для измерения приобретенных прав существуют особые требования,
- компенсационные активы признаются и измеряются на основании той суммы, которая определяется объектом возмещения, даже если эта сумма не отвечает определению справедливой стоимости.

Краткое изложение

Объединение бизнеса регулируется стандартом IFRS 3, отчетность - стандартом IAS 27. С 01.01.2009 г. вступают в силу новые редакции этих стандартов.

Объединение бизнеса

Основной вопрос - приобретение капитала. Если нет приобретения капитала, то имеет место простое приобретение активов. Средства платежа обычно или деньги, или акции.

Вопрос второго порядка - кто покупатель?

Далее - метод приобретения. На сегодня один - метод покупки.
При этом методе образуется группа (холдинг). В основе - материнская компания. Периферийные компании под ее полным контролем. Компании называют дочерними.

Отчетность двойная - консолидированная и материнской компании и обязательно в одинаковой валюте представления.

Трансформация поэтапная. Сначала "мать" и "дочки", потом консолидация. Валюта отчетности у "матери" и в консолидированной отчетности должны совпадать.

Некоторые определения, необходимые для практической работы

Определение бизнеса

IFRS3.B7 Бизнес состоит из вкладов и процессов, применяемых к таким вкладам, которые способны создать отдачу. Хотя бизнес, как правило, дает отдачу, отдача не требуется для того, чтобы квалифицировать интегрированную совокупность как бизнес.

Ниже представлено определение трех элементов бизнеса:

(a) Вклад: Любой экономический ресурс, который создает, или может создать, отдачу в результате применения одного или более процессов. Среди примеров можно назвать долгосрочные активы (включая нематериальные активы или права использовать долгосрочные активы), интеллектуальную собственность, возможность получить доступ к необходимым материалам или правам, а также работников.

Обратите внимание на ресурс - работники. То есть, бизнес - живая структура, которая включает работников и стандартный набор из активов, обязательств, капитала.

(b) Процесс: Любая система, стандарт, протокол, соглашение или правило, которое при применении к вкладу или вкладам создает или может создать отдачу. Среди примеров можно назвать процессы стратегического управления, операционные процессы и процессы по управлению ресурсами. Эти процессы, как правило, документируются, но организованная рабочая сила, имеющая необходимые навыки и опыт и выполняющая требования правил и соглашений, может обеспечить необходимые процессы, которые могу быть применены к вкладам с целью создания отдачи. (Системы бухгалтерского учета, выставления счетов, выплаты заработной платы и другие административные системы, как правило, не являются процессами, которые используются для создания отдачи).

И опять живая структура, но теперь основной стержень - бизнес-процесс (операционный процесс).

(c) Отдача: результат вкладов и процессов, применяемых к таким вкладам, которые обеспечивают или способны обеспечить доход в форме дивидендов, снижения затрат или другой экономической выгоды непосредственно инвесторам или другим собственникам, членам или участникам.

B8 Чтобы совокупность видов деятельности и активов могла функционировать и ей можно было управлять для достижения определенных целей, совокупности необходимы два существенных элемента – вклады и процессы, применяемые в отношении таких вкладов, которые вместе используются или будут использоваться для создания отдачи. Однако, бизнес не обязательно должен включать все вклады или процессы, которые продавец использовал при ведении такого бизнеса, если участники рынка способны приобрести бизнес и продолжать производить отдачу, например, путем интегрирования бизнеса с их собственными вкладами и процессами.

Кроме трех элементов - ресурсы, бизнес-процессы (основные) и отдача предполагается наличие вкладов и процессов управления

B9 Характер элементов бизнеса варьируется в зависимости от отрасли и структуры операций предприятия (деятельности), включая стадию (характеризуемую вкладами) становления предприятия. Существующий бизнес часто имеет множество различных видов вкладов, процессов и отдачи, тогда как у нового бизнеса зачастую есть небольшое количество вкладов и процессов, а иногда только един вид отдачи (продукт). Практически у всех бизнесов также есть обязательства, но бизнес не обязательно имеет обязательства.

B9 затрагивает многогранность бизнеса

B10 Интегрированная совокупность видов деятельности и активов, находящаяся на стадии становления, может и не иметь отдачи. Если отдачи нет, покупатель должен рассмотреть другие факторы, чтобы определить, является ли совокупность бизнесом.
Такие факторы включают, среди прочего:
(a) начала ли совокупность осуществление основной запланированной деятельности;
(b) имеет ли совокупность работников, интеллектуальную собственность и другие вклады и процессы, которые могли бы применяться к указанным вкладам;
(c) следует ли совокупность плану по производству отдачи; и
(d) будет ли совокупность в состоянии получить доступ к клиентам, которые купят отдачу.
Не все перечисленные факторы обязательно должны присутствовать в конкретной интегрированной совокупности видов деятельности и активов на стадии становления, чтобы такую совокупность можно было классифицировать как бизнес.

B10 определяет бизнес в отсутствии отдачи

B11 Определение того, является ли конкретная совокупность активов и видов деятельности бизнесом, должно быть основано на том, может ли участник рынка осуществлять такие интегрированные виды деятельности и управлять активами как бизнесом. Таким образом, при оценке того, является ли конкретная совокупность бизнесом, не имеет значение, управлял ли продавец совокупностью как бизнесом или намеревается ли покупатель управлять совокупностью как бизнесом.

В11 выделяет еще два критерия - Участник рынка и его возможности управления бизнесом

B12 При отсутствии доказательств обратного, конкретная совокупность активов и видов деятельности, в которой присутствует гудвил, должна расцениваться как бизнес. Однако, бизнес не обязательно должен обладать гудвилом.

Гудвил - не обязательная характеристика бизнеса - может отсутствовать. Но если гудвил присутствует - это бизнес.

Следует тщательно проработать определение бизнеса применительно к вашей группе компаний.

Определение покупателя

B13 Руководство, представленное в МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» должно использоваться, чтобы определить покупателя – предприятие, которое получает контроль над приобретаемым предприятием. Если объединение бизнеса свершилось, но применение руководства, представленное в МСФО (IAS) 27, ясно не указывает, какое из объединяющихся предприятий является покупателем, необходимо рассмотреть факторы, описанные в пунктах B14-B18, при таком определении.

Компания покупатель = Отчитывающаяся компания? Руководство?

B14 При объединении бизнеса, осуществляемом, прежде всего, путем передачи денежных средств или других активов или путем принятия обязательств, покупатель – это, как правило, предприятие, которое передает денежные средства или другие активы или принимает обязательства.

B15 При объединении бизнеса, осуществляемого, прежде всего, путем обмена долей участия, покупатель – это, как правило, предприятие, которое выпускает доли участия. Однако, при некоторых объединениях бизнеса, обычно упоминаемых ‘обратные приобретения’, выпускающее предприятие является приобретаемым предприятием. В пунктах B19-B27 представлено руководство по учету обратного приобретения. Необходимо также рассмотреть другие уместные факты и обстоятельства для идентификации покупателя при объединении бизнеса, осуществляемом путем обмена долей участия, включая:

(a) относительные голосующие права в объединенном предприятии после объединения бизнеса – Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие, собственники которого, как группа, сохраняют или получают наибольшую часть голосующих прав в объединенном предприятии. При определении того, какая группа собственников сохраняет или получает наибольшую часть голосующих прав, предприятие должно рассмотреть существование любых необычных или специальных договоренностей в отношении прав голоса и опционов, варрантов или конвертируемых ценных бумаг.

(b) существование большой голосующей доли меньшинства (стандарт новый - термин "доля меньшинства" старый) в объединенном предприятии, если ни у одного другого собственника или организованной группы собственников нет значительного голосующего пакета – Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие, единственный собственник или организованная группа собственников которого является держателем наибольшей голосующей доли меньшинства в объединенном предприятии.

(c) состав органа управления объединенного предприятия – Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие, собственники которого имеют возможность выбирать или назначать или снимать большинство членов органа управления объединенного предприятия.

(d) состав старшего руководства объединенного предприятия – Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие (прежнее) руководство которого доминирует в составе руководства объединенного предприятия.

(e) условия обмена долей участия – Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие, которое платит премию сверх справедливой стоимости долей участия до объединения другого объединяющегося предприятия или предприятий.

B16 Как правило, покупатель – это объединяющееся предприятие, относительный размер которого (измеренный, например, в активах, выручке или прибыли) значительно больше размера другого объединяющегося предприятия или предприятий.

Размер измеряем в активах, выручке или прибыли

B17 При объединении бизнеса, в котором участвуют более двух предприятий, определение покупателя должно включать рассмотрение, среди прочего, вопроса о том, какое из объединяющихся предприятий инициировало объединение, а также относительный размер объединяющихся предприятий.

B18 Новое предприятие, созданное с целью осуществления объединения бизнеса, не обязательно является покупателем. Если новое предприятие создано с целью выпуска долей участия для осуществления объединения бизнеса, одно из объединяющихся предприятий, которые существовали до объединения бизнеса, должно быть идентифицировано как покупатель в соответствии с руководством, представленным в пунктах B13-B17. Напротив, новое предприятие, которое передает денежные средства или другие активы или принимает обязательства в качестве возмещения, может быть покупателем.

Определитесь с покупателем

Аренда (разъяснения)

Операционная аренда

B28 Покупатель не должен признать активы или обязательства, связанные с операционной арендой, в которой приобретаемое предприятие является арендатором кроме случаев, требуемых в соответствии с пунктами B29 и B30.

B29 Покупатель должен определить, благоприятны или нет условия каждой операционной аренды, в которой приобретаемое предприятие является арендатором. Покупатель должен признать нематериальный актив, если условия операционной аренды являются благоприятными по сравнению с рыночными условиями, и
обязательство, если условия являются неблагоприятными по сравнению с рыночными условиями. В пункте B42 представлено руководство по измерению справедливой стоимости на дату приобретения активов, находящихся в операционной аренде, по которой приобретаемое предприятие является арендодателем.

B30 Идентифицируемый нематериальный актив может быть связан с операционной арендой, что может подтверждаться готовностью участников рынка заплатить цену за аренду, даже если она заключается на рыночных условиях. Например, аренда полосы в аэропорту или места розничной торговли в наиболее посещаемой области магазина могла бы обеспечить выход на рынок или другие будущие экономические выгоды, которые квалифицируются как идентифицируемые нематериальные активы, например, такие как отношения с клиентами. В этой ситуации покупатель должен признать соответствующий идентифицируемый нематериальный актив(ы) в соответствии с пунктом B31.

Нематериальные активы. Признание при объединении.

B31 Покупатель должен признать, отдельно от гудвила, идентифицируемые нематериальные активы, приобретенные при объединении бизнеса. Нематериальный актив является идентифицируемым, если он удовлетворяет либо критерию отделимости, либо договорно-юридическому критерию.

Отделяемость, проистекающая из юридических прав

B32 Нематериальный актив, который удовлетворяет договорно-юридическому критерию, является идентифицируемым, даже если актив не является обращающимся или отделимым от приобретаемого предприятия или от других прав и обязательств. Например:

(a) Приобретаемое предприятие арендует производственные мощности в рамках операционной аренды, условия которой являются благоприятными по сравнению с условиями рынка.
Условия аренды однозначно запрещают передачу арендного договора (посредством продажи или субаренды). Сумма, на которую условия аренды являются более благоприятными по сравнению с условиями текущих рыночных сделок по тем же самым или подобным предметам аренды, является нематериальным активом, который удовлетворяет договорно-юридическому критерию, что позволяет признавать его отдельно от гудвила, даже притом, что покупатель не может продать или каким-либо иным способом передать арендный договор.

(b) Приобретаемое предприятие владеет и управляет атомной электростанцией. Лицензия на управление такой электростанцией является нематериальным активом, который удовлетворяет договорно-юридическому критерию признания отдельно от гудвила, даже если покупатель не может продать или передать такую лицензию отдельно от приобретенной электростанции. Покупатель может признать справедливую стоимость лицензии и справедливую стоимость электростанции как единый актив в целях финансовой отчетности, если сроки полезного использования таких активов аналогичны.

(c) Приобретаемому предприятию принадлежит технологический патент. Оно передало лицензию на этот патент другим лицам для их исключительного использования за пределами внутреннего рынка в обмен на получение установленного процента от будущего зарубежного дохода. И технологический патент, и соответствующее лицензионное соглашение удовлетворяют договорно-юридическому критерию признания отдельно от гудвила, даже если бы продажа или обмен патента и соответствующего лицензионного соглашения отдельно друг от друга были бы невозможны.

B33 Критерий отделимости означает, что приобретенный нематериальный актив может быть отсоединен или отделен от приобретаемого предприятия и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменен индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Нематериальный актив, который покупатель был бы в состоянии продать, защитить лицензией или каким-либо иным образом обменять на что-либо ценное, удовлетворяет критерию отделимости, даже если покупатель не намеревается продавать, защищать лицензией или обменивать его каким-либо иным образом. Приобретенный нематериальный актив удовлетворяет критерию отделимости, если есть доказательства обменных операций с активами такого же вида или активами подобного вида, даже если такие операции являются нечастыми, и независимо от того, вовлечен ли в
них покупатель. Например, списки клиентов и подписчиков часто защищаются лицензией и, таким образом, удовлетворяют критерию отделимости. Даже если приобретаемое предприятие полагает, что его списки клиентов обладают особенностями, отличными от других списков клиентов, тот факт, что списки клиентов в целом часто защищаются лицензией, означает, что приобретенный список клиентов удовлетворяет критерию отделимости. Однако, список клиентов, приобретенный при объединении бизнеса, не удовлетворял бы критерию отделимости, если условия соблюдения конфиденциальности или другие соглашения мешают предприятию продавать, предоставлять в аренду или каким-либо иным образом обменивать информацию о своих клиентах.

B34 Нематериальный актив, который сам по себе неотделим от приобретаемого предприятия или объединенного предприятия, удовлетворяет критерию отделимости, если он отделим в совокупности с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Например:

(a) участники рынка обменивают нематериальные активы, представленные обязательствами по депозитам и связанными с ними отношениями с вкладчиками, в наблюдаемых обменных операциях. Поэтому покупатель должен признавать нематериальный актив в виде отношений с вкладчиками отдельно от гудвила.

(b) приобретаемому предприятию принадлежит зарегистрированная торговая марка, а также задокументированные, но незапатентованные специальные технические знания, используемые в производстве продукта под этой торговой маркой. Чтобы передать право собственности на торговую марку, владелец также обязан передавать все необходимое новому собственнику для производства продуктов или услуг, неотличимых от продуктов или услуг, производимых
прежним собственником. Поскольку незапатентованные специальные технические знания должны быть отделены от приобретаемого предприятия или объединенного предприятия и проданы в случае продажи связанной торговой марки, они удовлетворяют критерию отделимости.


ТЕСТЫ IFRS 3
1. МСФО (IFRS) 3:
1. Предполагает применение метода объединения интересов или метода покупки.
2. Предполагает применение только метода объединения интересов.
3. Предполагает применение только метода покупки.

2. В соответствии с МСФО (IFRS) 3, приобретенные условные обязательства:
1. Всегда включаются в затраты на объединение.
2. Включаются в затраты на объединение, только в случае. Если они могут быть надежно оценены.
3. Включаются в гудвилл.

3. Гудвилл должен:
1.Ежегодно тестироваться на обесценение.
2. Учитываться в составе затрат.
3. Амортизироваться.

4. Отрицательный гудвилл должен:
1. Соотноситься с будущими затратами.
2. Относиться на долгосрочные активы.
3. Признаваться в отчете о прибылях и убытках.

5. В результате осуществления почти всех объединений:
1. Покупатель получает контроль над приобретаемой компанией.
2. Приобретаемая компания получает контроль над покупателем.
3. Покупатель становится партнером приобретаемой компании.

6. Объединение может включать:
(i) Покупку капитала другой компании.
(ii) Покупку всех чистых активов другой компании.
(iii) Принятие обязательств другой компании.
(iv) Покупку некоторых чистых активов другой компании, которые вместе составляют одно или более направлений бизнеса.
(v) Покупку активов ликвидируемой компании.

1. i – ii
2. i – iii
3. ii – iii
4. i – iv
5. i – v

7. Применение метода покупки включает следующие этапы:
i Определение покупателя.
ii Оценка стоимости объединения.
iii Отнесение на дату покупки затрат на объединение компаний на приобретенные активы, принятые обязательства и условные обязательства.
iv Амортизация гудвилла.

1. i – ii
2. i – iii
3. ii – iii
4. i – iv

8. Контроль – это возможность:
1. Управлять финансовой и хозяйственной политикой компании.
2. Контролировать более 40% обыкновенных акций.
3. Назначать членов совета директоров в соответствии с долей Вашего участия в акционерном капитале компании.

9. Определить покупателя можно при помощи следующих показателей:
i Если справедливая стоимость одной компании больше, чем справедливая стоимость другой компании, то большая компания скорее всего является покупателем.
ii Если объединение бизнеса осуществляется путем обмена обыкновенных голосующих акций на денежные средства или другие активы, компания передающая денежные средства или другие активы в обмен на акции скорее всего является покупателем.
iii Если в результате объединения руководство одной компании получает возможность управлять объединенной компанией, доминирующая компания является покупателем.
iv При объединении компаний, осуществленном путем обмена акций, компания, выпускающая акции, обычно является покупателем.
v При объединении бизнеса, осуществленном путем обмена акций, более старая компания обычно является покупателем.

1. i – ii
2. i – iii
3. ii – iii
4. i – iv
5. i – v

10. При образовании новой компании для осуществления объединения:
1. Покупатель отсутствует.
2. Одна из компаний, которая существовала до объединения, должна быть признана покупателем.
3. Новая компания будет являться покупателем.

11. Стоимость объединения включает:
(i) Обязательства, принятые на себя покупателем.
(ii) Затраты на оплату бухгалтерских услуг.
(iii) Затраты на оплату юридических услуг.
(iv) Затраты на оплату услуг оценщиков.
(v) Общие административные издержки.

1. i – ii
2. i – iii
3. ii – iii
4. i – iv
5. i – v

12. Будущие убытки – это:
1. Обязательства, принятые на себя покупателем в обмен на контроль над приобретаемой компанией.
2. Убытки, составляющие часть затрат на объединение.
3. Ни 1 ни 2.

13. Для корректировки стоимости объединения, обусловленной будущими событиями покупатель должен включить сумму этой корректировки в стоимость объединения на дату покупки, если корректировка является:
1. Вероятной и может быть надежно оценена.
2. Стопроцентной и может быть точно оценена.
3. Сумма потенциального обязательства подлежит оплате в течение одного года.

14. В отдельных случаях покупатель должен произвести дополнительный платеж в пользу продавца в качестве компенсации уменьшения стоимости акций, выпущенных для получения контроля над приобретаемой компанией. В таких случаях:
1. Признается увеличение стоимости объединения.
2. Величина дополнительного платежа компенсирует соответствующую сумму уменьшения стоимости первоначально выпущенных акций.
3. Признается увеличение стоимости гудвилла.

15. Покупатель должен отнести затраты на объединение путем учета следующих идентифицируемых статей приобретаемой компании:

(i) Активов.
(ii) Обязательств.
(iii) Условных обязательств.
(iv) Долгосрочных активов, удерживаемых для продажи.
(v) Долгосрочных обязательств, удерживаемых для продажи.

1. i – ii
2. i – iii
3. ii – iii
4. i – iv
5. i – v

16. Балансовая стоимость здания приобретаемой компании составляет $200 млн. Оно амортизируется в течение 20 лет, что соответствует сроку его аренды. Через 15 лет Вы покупаете компанию, на балансе которой учитывается это здание, и оцениваете его по справедливой стоимости в размере $400 млн. В консолидированной финансовой отчетности, подготовленной после покупки, годовая сумма амортизационных отчислений будет равна:
1. $10 млн.
2. $20 млн.
3. $27млн.
4. $80 млн.

17. Вы покупаете компанию. Вы уже оплатили покупку, у Вас есть соглашение, имеющее обязательную силу, осталось завершить некоторые юридические формальности, чтобы Вы могли считаться полноправным владельцем этой компании.
1. В целях отражения операций в бухгалтерском учете Вы контролируете эту компанию.
2. В целях отражения операций в бухгалтерском учете Вы не контролируете эту компанию.
3. В целях отражения операций в бухгалтерском учете Вы частично контролируете эту компанию.

18. Доля меньшинства в приобретаемой компании отражается как:
1. Равная нулю.
2. Доля меньшинства в справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании.
3. Доля меньшинства в справедливой стоимости активов приобретаемой компании.

19. План реструктуризации приобретаемой компании, который подлежит реализации при условии ее покупки при объединении компаний:
1. не является текущим обязательством покупателя.
2. является условным обязательством.
3. является обязательством.

20. Отложенный налоговый актив, связанный с убытками приобретаемой компании и не признанный в ее финансовой отчетности:
1. Подлежит признанию в качестве идентифицируемого актива, если у покупателя есть уверенность в том, что его компания получит возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль будущих отчетных периодов на величину признанного убытка приобретаемой компании.
2. Включается в гудвилл.
3. Не признается в финансовой отчетности покупателя.

21. Покупатель признает незавершенный научно-исследовательский проект приобретаемой компании, если этот проект соответствует определению нематериального актива, и его справедливая стоимость может быть надежно оценена:
1. В качестве гудвилла.
2. В качестве актива отдельно от гудвилла.
3. Затраты на проект, понесенные на стадии исследования, признаются в качестве расхода, на стадии разработки - в качестве нематериального актива.

22. Балансовая стоимость актива, классифицируемого как нематериальный актив, который был приобретен при объединении бизнеса до 31 марта 2004 года, учитывается:
1. В качестве гудвилла.
2. В качестве актива отдельно от гудвилла.
3. Затраты на проект, понесенные на стадии исследования, признаются в качестве расхода, на стадии разработки - в качестве нематериального актива.

23. После первоначального признания покупатель должен оценивать условные обязательства по:
1. Сумме, которая должна признаваться согласно МСФО (IAS) 37.
2. Сумме, которая была первоначально признана.
3. Наименьшему значению из 1 и 2.
4. Наибольшему значению из 1 и 2.

24. Гудвилл, полученный при объединении бизнеса, должен:
1. Амортизироваться.
2. Оцениваться на предмет возможных убытков от обесценения один раз в год.
3. Оцениваться на предмет возможных убытков от обесценения один раз в год или чаще, если потребуется.

25. Для исключения величины накопленной амортизации гудвилла, признанного до даты объединения:
1. Она кредитуется в отчете о прибылях и убытках.
2. Балансовая величина накопленной амортизации исключается путем уменьшения на эту сумму стоимости гудвилла.
3. Балансовая величина накопленной амортизации исключается путем увеличения на эту сумму величины нераспределенной прибыли на начало периода.

26. Для исключения ранее признанного отрицательного гудвилла:
1. Он кредитуется в отчете о прибылях и убытках.
2. Исключается балансовая величина накопленной амортизации путем уменьшения на эту сумму стоимости гудвилла.
3. Балансовая величина отрицательного гудвилла исключается путем ее списания в увеличение сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного периода.

27. При корректировке временных оценок стоимости чистых активов разница относится на:
1. Расходы или доходы в отчете о прибылях и убытках.
2. Гудвилл.
3. Сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного периода.

28. Корректировка временных оценок стоимости чистых активов отражается в финансовой отчетности:
1. Начиная с даты покупки.
2. Начиная с даты внесения корректировки.
3. В течение последующих трех лет.

29. Корректировки данных первоначального учета объединения бизнеса, после того как первая финансовая отчетность после объединения уже подготовлена, должны отражаться:
1. Непосредственно в отчете о прибылях и убытках.
2. Как исправление ошибок в соответствии с МСФО (IAS) 8.
3. Как обесценение.

30. Обратная покупка – это:
1. Продажа бизнеса.
2. Когда приобретаются акции покупателя, а эмитент является приобретаемой компанией.
3. Когда частная компания покупает компанию, допущенную к листингу.

31. При обратной покупке консолидированная финансовая отчетность готовится от лица:
1. Материнской компании.
2. Дочерней компании.
3. Или 1 или 2.

32. При обратной покупке в консолидированной финансовой отчетности на начало периода отражаются величины нераспределенной прибыли:
1. Материнской компании.
2. Дочерней компании.
3. Или 1 или 2.

33. При обратной покупке в консолидированной финансовой отчетности представляется сравнительная информация по:
1. Материнской компании.
2. Дочерней компании.
3. Или 1 или 2.

34. При обратной покупке акционеры, представляющие долю меньшинства, владеют акциями в:
1. Материнской компании.
2. Дочерней компании.
3. Или 1 или 2.

35. При обратной покупке переоцениваются активы:
1. Материнской компании.
2. Дочерней компании.
3. Или 1 или 2.

36. «Маленькая компания» покупает «Большую компанию» на условиях обратной покупки. «Маленькая компания» выпустила 500 акций до объединения. Затем она выпустила 10.000 акций для передачи собственникам «Большой компании».
В целях расчета прибыли на одну акцию числом акций, находящихся в обращении в течение периода до слияния, является:
1. 500
2. 10.000
3. 10.500

37. «Маленькая компания» покупает «Большую компанию» на условиях обратной покупки. «Маленькая компания» выпустила 500 акций до объединения. Затем она выпустила 10.000 акций для собственников «Большой компании».
Для получения сравнительных значений прибыли в расчете на одну акцию для предыдущих периодов нужно взять сумму прибыли «Большой компании» и разделить ее на:
1. 500 акций.
2. 10.000 акций.
3. 10.500 акций.

38. Будущие убытки которые, как ожидается, будут понесены в результате объединения:
1. Включаются в затраты на объединение бизнеса
2. Не включаются в затраты на объединение бизнеса
3. Включаются в Гудвил

39. Увеличение затрат на объединение бизнеса, когда покупатель гарантируя рыночную цену долевых или долговых инструментов (выпущенных как часть затрат на объединение бизнеса), должен выпустить дополнительные долевые или долговые инструменты для восстановления первоначально определенной стоимости:
1. Включаются в затраты на объединение бизнеса
2. Не включаются в затраты на объединение бизнеса
3. Включаются в Гудвил

40.Налоговая льгота, возникающая от налогового убытка приобретаемого предприятия, и не признанная продавцом до объединения бизнеса в качестве идентифицируемого актива при объединении:
1. может использоваться покупателем
2. не может использоваться покупателем

Изменения 2008 года в стандарте IFRS 3 и стандарте IAS 27 отражены в статье: http://www.russia.accaglobal.com/pubs/r ... ug_RUS.pdf

В соответствии с изменениями от января 2008 года к МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» и МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», в настоящее время существует два метода оценки гудвила, возникающего при приобретении дочернего предприятия, и каждый из методов предполагает свою процедуру проведения проверки на обесценение.
В статье раскрыты оба метода оценки гудвила, возникающего при приобретении дочернего предприятия, и показано как проводить проверку на обесценение гудвила.
Как рассчитать гудвил
Традиционно гудвил, возникающий при приобретении дочернего предприятия, был превышением справедливой стоимости приобретения бизнеса над долей материнского предприятия в идентифицируемых чистых активах по справедливой стоимости дочернего предприятия. Такой метод еще называют пропорциональным методом расчета гудвила. С помощью этого метода рассчитывают гудвил, который относится только к материнскому предприятию.
Новый метод оценки гудвила предполагает сопоставление справедливой стоимости всего дочернего предприятия (которая представлена справедливой стоимостью приобретения бизнеса материнским предприятием и справедливой стоимостью доли неконтролирующих акционеров) с справедливой стоимостью чистых активов приобретаемого дочернего предприятия. Такой метод называют методом расчета полного гудвила. С помощью этого метода рассчитывают гудвил, который относится ко всему дочернему предприятию, т.е. гудвил доли материнского предприятия и гудвил доли неконтролирующих акционеров.
Пример расчета гудвила...


А так же во второй статье http://www.russia.accaglobal.com/pubs/r ... il_RUS.pdf

Выдержка из статьи

Это одна из двух статей об объединении бизнеса. В первой статье были раскрыты особенности учета групп с простой структурой, учет постепенного приобретения бизнеса и выбытия бизнеса. В этой статье раскрыты особенности учета групп с комплексной структурой в соответствии с МСФО (IFRS) 3, версия 2008 года.
Учет групп с комплексной структурой в соответствии с МСФО (IFRS) 3 по версии стандарта от 2008 года очень похож на учет по версии от 2004 года: необходимо рассматривать эффективную долю владения и рассчитывать косвенную долю неконтролирующих акционеров. Единственное важное отличие нового стандарта от старого состоит в учете косвенного дочернего предприятия методом расчета частичного гудвила. Это отличие необходимо для того, чтобы гарантировать сопоставимость методов расчета полного и частичного гудвила в соответствии с МСФО (IFRS) 3, версия 2008 года.

Для аудиторов

41.Метод покупки МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий».
Применение метода покупки предполагает следующие шаги: 1) идентификацию организации-покупателя (о-п подлежит.идентиф. при любых объед.предпр. В роли покупателя выступает объединяющая организация, кот.получает контроль над др. объединяемыми орг. или предпр.); 2) оценку стоимости объединения предприятий (О-п должна оценивать стоимость объединения предприятий по совокупности: а) на дату обмена, значений справедливой стоимости предоставляемых активов, понесенных или принятых обязательств, а также выпущенных о-п долевых инструментов в обмен на получение контроля над приобретаемой организацией и б) любых затрат непоср. связанных с объед-м); 3) распределение, на дату приобретения, стоимости объединения предприятий на приобретенные активы и принятые обязательства и условные обязательства (распред. необходимо осуществить по справедливой ст-ти, за искл. долгоср. активов, классиф. как предназн. для продажи, они подлежат призн. по справедл. ст-ти за вычетом затрат на продажу.)

45. Определение стоимости объединения предприятий МСФО (IFRS)3 «Объединения предприятий»
Организация-покупатель должна оценивать стоимость объед. предпр-й по совокупности: а) на дату обмена, значений справедливой стоимости предоставляемых активов, понесенных или принятых обязательств, а также выпущенных организацией-покупателем долевых инструментов в обмен на получение контроля над приобретаемой организацией; и б) любых затрат, непосредственно связанных с данным объединением.
Датой приобретения считается дата, на которую организация-покупатель получает фактический контроль над приобретаемой организацией.
Когда объединение включает в себя не одну сделку обмена (нпр. когда объед.осущ.поэтапно путем послед-го приобр.долей): а) стоимость объединения представляет собой совокупность стоимостей отдельных сделок; и б) датой обмена является дата каждой сделки обмена (т.е. дата, на которую каждая отдельная инвестиция признается в финансовой отчетности организации-покупателя), в то время как датой приобретения является дата, на которую организация-покупатель получает контроль над приобретаемой организацией.

46.Раскрытие в ФО информации об объединении предприятий в соответствии с МСФО (IFRS)3 «Объединения предприятий»
Организация-покупатель обязана раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее ФО оценивать характер и финансовые последствия состоявшихся объединений предприятий: в теч.периода; после отчетной даты, но до того, как ФО утверждена к опубликовании.
Для этого по каждому объединению предпр. необходимо раскрывать следующ.информ: 1) названия и описания объединяемых организаций или предприятий; 2) дату приобр.; 3) % приобр-х ДолИ с правом голоса; 4) стоимость объединения и описание составляющих этой стоимости, включая любые затраты, непосредственно относимые на объединение; 5) описание любых видов деятельности, от которых решила избавиться организация в результате объединения; 6) суммы, признанные на дату приобретения для каждого класса активов, обязательств и условных обязательств приобретаемой организации. Если это не выполнимо, то данный факт подлежит раскрытию вместе с объяснением причин; 7) величина любого превышения, признанного в прибыли или убытке; 8) описание факторов, обусловивших такое значение стоимости, которое привело к признанию деловой репутации, описание каждого НМА, кот. был признан отдельно от дел.репутац.; 9) величина прибыли или убытка приобретаемой стороны. если это не выполнимо, то данный факт раскрывается вместе с объяснением причин.



Материалы от Deloitte http://dipifr.info/lib_files/study/eng/ ... rs3_v9.zip
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
tch
 

Вернуться в "Школа МСФО онлайн": изучение МСФО - основные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron